Главная Статьи В результате – одни пятерки!
В результате – одни пятерки! Печать E-mail

Месяц назад коллектив ОАО «Хабаровсккрайгаз» перешагнул 55-летний рубеж. Несмотря на солидность, весомость юбилея, шумных торжеств в акционерном обществе замечено не было. Были приподнятое настроение, десятки приветственных адресов от коллег, руководителей отрасли, но в целом праздник прошел в рабочей обстановке. И это вовсе не говорит о том, что в «Хабаровсккрайгазе» не любят праздники: дружный коллектив – непременный участник спортивных стартов и баталий, а к подготовке праздничных мероприятий отделы и участки подходят с особым рвением… Просто работа такая – сложная, ответственная, да и, что говорить, уникальная. Собраться всем вместе при всем желании не получится. Когда одни отдыхают, другие на вахте. И так всегда – в праздники и будни. Но, видимо, непрекословное следование этой традиции и лежит в основе пятерок на праздничном табло предприятия. Разговор с первым заместителем директора, техническим директором ОАО «Хабаровсккрайгаз» Андреем Двоеглазовым мы начали о тех днях, когда нынешних пятерок в табеле предприятия еще не было.

– Андрей Викторович, если «подняться» по ступеням времени от момента образования в 1956 году конторы «Горгаз» к ее 55-летнему правопреемнику – ОАО «Хабаровсккрайгаз», везде ли, на всех ли этапах предприятие отработало на пятерки?

– В целом да. Работа ОАО «Хабаровсккрайгаз» всегда заслуживала только хороших оценок. О результативности говорит уже тот факт, что предприятие через сеть филиалов сегодня обслуживает не только все регионы Хабаровского края, но и занимается эксплуатацией систем газораспределения на Сахалине и на Камчатке. Как видите, достаточно широкий ареал присутствия. В компании на сегодняшний день работают свыше 2 000 человек. Объемы за годы работы многократно выросли, и сегодня ОАО «Хабаровсккрайгаз» занимается эксплуатацией систем на сжиженном и природном газе.

– Глядя с высоты прожитых лет, какие вехи в истории предприятия представляются вам ключевыми?

– Главным, переломным моментом можно назвать переход с сжиженного газа на природное топливо. К этому мы шли долгие годы. Представьте только, планомерно, с 1956-го по 1987 год мы развивали направление сжиженного газа! Монтировали газобаллонные установки, отрабатывали схемы доставки, строили групповые резервуарные установки. Работали очень много и порой одновременно в разных направлениях. Заметьте, мы первыми в СССР начали вводить групповые резервуарные установки (ГРУ) «камерного» типа, которые располагались в отдельном отапливаемом помещении.

С приходом в 1987 году природного газа кардинально меняется сама структура эксплуатации газового хозяйства. Сжиженный газ требовал совершенно иных подходов: представьте, стоит ГРУ, и небольшая сеть 100, 200, 300 метров газопровода подводится к близлежащим домам. Природный газ – это сеть газораспределительных станций, газорегуляторных пунктов, газопроводов, длина которых исчисляется сотнями километров. По большому счету существенно изменилась структура самого предприятия – появились новые задачи, а в соответствии с ними – новые кадровые единицы и профессии. Одно дело – прийти на ГРУ и проверить, что делается в радиусе 10–20 метров, другое – пройти километры и обследовать каждый метр газопровода. Необходимо уметь использовать новейшую аппаратуру. Словом, приход природного газа на территорию предопределил технический и технологический подъем нашего предприятия. Если взять шире, природный газ придал мощный толчок развитию всего газового комплекса края. Хотя продвигалась программа газификации Хабаровского края совсем не просто.

Сначала по газовой магистрали Оха – Комсомольск-на-Амуреы природное топливо пришло в город юности. В 1987 году мы перевели на природный газ первые дома в Комсомольске-на-Амуре, потом газификация пришла в поселок Солнечный, Амурск и Эльбан, а в 2006 году – в Хабаровск.

– В чем преимущества природного газа с технологической точки зрения?

– Если сжиженный газ практически на 99% используется для коммунально-бытовых нужд, то основная функция природного газа – энергетика, отопление и технология. Сегодня активно развивается рынок газового оборудования, настроенного на применение природного газа. Это в первую очередь котлы различного назначения.

Кроме того, природный газ позволяет применять его в технологических нуждах, для выработки пара, тепла на предприятиях. Ну а про энергетику я и не говорю.

Здесь надо отдать должное руководству края, для которого и в конце 1980-х, и в 1990-х, и в 2000-х природный газ являлся приоритетным проектом. Понимание властью роли голубого топлива в экономике региона коренным образом отражается на качестве и темпах работы ОАО «Хабаровсккрайгаз».

– Андрей Викторович, как технически доводится топливо до наших населенных пунктов: ведь мы знаем, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» не единственный резидент на участке строительства и эксплуатации?

– От Сахалина магистральный газопровод доходит до газораспределительных станций (ГРС), где давление понижается. От ГРС идут межпоселковые газопроводы до населенного пункта, и через газорегуляторные пункты (ГРП) газораспределительными газопроводами газ доводится до потребителей. Межпоселковые газопроводы проектируются и строятся по линии «Газпрома», а ОАО «Хабаровсккрайгаз» прокладывает трубы в населенном пункте. Хотя, нужно отметить, мы принимаем участие и в строительстве, и в эксплуатации, и в технадзоре межпоселковых газопроводов.

– Одной из основных задач, решаемых ОАО «Хабаровсккрайгаз», была и остается задача довести природный газ до частных потребителей. По поручению правительства Хабаровского края ОАО «Хабаровсккрайгаз» приняло участие в разработке Программы газификации населенных пунктов края до 2014 г. Задача, безусловно, сложна и многогранна, ведь коммуникации очень затратная вещь. Как решается эта задача? И не будет ли газ, проведенный такой ценой, дорогим удовольствием для сельчан?

– Сегодня один из объектов, на котором сконцентрированы силы предприятия, – поселок Осиновая Речка, в проекте – село Краснореченское и частные домовладения района Воронеж. Эти населенные пункты входят в планы газификации жилья на ближайшие годы. Продолжаются работы в Ульчском (село Богородское, поселок Де-Кастри) и Комсомольском (поселки Хурба и Ягодный) районах. Впереди – газификация южных районов края – Лазо, Бикинского, Вяземского.

В поселке Осиновая Речка в октябре вводится котельная мощностью 7,5 мВт. Газопровод подведен к самой котельной, но одновременно монтируются крановые узлы для дальнейшей газификации села. Коммуникации прокладываются с учетом коттеджных поселков, строящихся вблизи.

О цене газа сегодня говорится много. Скажу одно – цена его для частника будет ниже, чем на другие виды топлива. И не надо сбрасывать со счетов экологическую составляющую этого вида топлива. В плане удобств использования и экологии у газа неоспоримые преимущества. И, я думаю, затраты на газификацию частных домовладений окупятся в 1–2 сезона.

– Вы отметили, что с замещением сжиженного газа природным топливом появились новые профессии. Как в связи с этим увеличился штат?

– Ранее диаметр эксплуатируемого газопровода был от 50 до 200 миллиметров, сегодня – до 800 миллиметров. Согласитесь, ощутимая разница.

Если диаметры увеличились, то к строителям и сварщикам предъявляются совершенно другие требования. Надо уметь «варить» новый диаметр. Одно дело – трубу раньше можно было вручную уложить, то 600-ю, 800-ю уже в две руки не уложишь, – нужна соответствующая техника. Соответственно, в производственный цикл вводятся более мощные механизмы для строительства, эксплуатации, ремонта. Появились такие специальности, как трубоукладчик, многие профессии потребовали более высокой квалификации. Уровень механизации стал другой. С переводом котельного оборудования на природный газ появились специалисты КИПа по наладке аппаратуры, теплоэнергетики разного профиля.

Если в эпоху господства сжиженного газа автоматизированные системы управления как-то даже не представлялись – они были попросту не нужны, то с природным газом в наш лексикон вошло такое понятие, как телеметрия. То есть сегодня мы имеем возможность провести мониторинг процессов на всем протяжении газопровода, не выходя из помещения диспетчерской. Войдя в определенную программу, сегодня имеется возможность посмотреть, что происходит, например, в районе села Бычиха или на Сахалине. Сейчас мы идем к тому, чтобы этими процессами управлять. В перспективе нажатием одной кнопки мы сможем перекрыть кран. Курс выверен: от телеметрии – к телемеханике. Соответственно, вот новые профессии – телемеханик, инженер-программист, оператор АСУ ТП.

Уже несколько лет предприятие строит газопроводы из полиэтилена. Естественно, там используются другие аппараты, другие технологии, применяются другие методы сварки. Новые материалы – новые подходы. На сжиженном газе этого не было.

Видя эффективность использования полиэтилена, мы почти полностью перешли на этот материал. Он дешевле, удобнее в монтаже, что также немаловажно, срок службы полиэтилена продолжительный в силу того, что материал не подвержен коррозии. Сейчас все газопроводы, которые, в частности, вводятся в Горном (Солнечный район), в Николаевском муниципальном районе, в Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе, из полиэтилена. Начинаем применять его в северных районах края.

– С приходом природного газа и многократным увеличением зоны эксплуатации наверняка большая нагрузка ложится на автотранспорт предприятия. Какие изменения произошли в автопарке предприятия?

– Парк автомобильной техники ОАО «Хабаровсккрайгаз» подвергся существенному обновлению. Если раньше аварийные и линейные службы в силу объективных причин использовали российские автомобили, то сегодня появляются и импортные, более надежные и, что говорить, более комфортные. Строительная техника на наших участках применяется южнокорейского и американского производства.

Мы переводим автомобили на газовое оборудование. Практически весь автопарк нашего общества в качестве топлива использует газ.

– Андрей Викторович, вы уже рассказали о комплексных мерах по модернизации предприятия. За переоснащением основных фондов стоят новые, более высококвалифицированные специалисты, которых, как правило, всегда не хватает. Как ведется подбор и переподготовка специалистов, соответствующих новым задачам?

– Как замечено, работник, который приходит в нашу структуру, газовиком становится после 3–5 лет работы. Сразу люди проходят хорошую предаттестационную подготовку. Она подразумевает глубокое изучение нормативных документов с последующей сдачей экзаменов. Рабочий персонал проходит ее ежегодно. По мере роста и приобретения новых функций работник в обязательном порядке проходит переаттестацию. Неподготовленный человек просто не допускается к выполнению работ. Это наше правило.

Если работа связана с применением новых технологий и материалов, то мы даем работникам возможность учиться непосредственно у разработчика: для ознакомления с новой продукцией или процессом представители выезжают на заводы-изготовители. Если мы планируем заниматься обследованием газопроводов с применением каких-то новых технологий, люди выезжают и знакомятся с этой технологией. Мы всегда получаем необходимую информацию из первых уст. И, естественно, такой подход накладывает отпечаток на всю кадровую политику. Как следствие, практически все инженерно-технические работники предприятия имеют высшее образование.

Большое значение мы уделяем привлечению молодежи под знамена ОАО «Хабаровск­крайгаз». Мы понимаем, что опытный состав не вечен и мы обязаны готовить на все позиции новых специалистов. Благо у нас есть кому и есть для кого передавать опыт. С удовольствием отмечу, что сегодня в нашем акционерном обществе немало людей, отдавших предприятию 20–30 лет. Это «генофонд» предприятия – основа его благополучия и стойкости.

За десятилетия работы у нас сложились хорошие деловые отношения с политехническим институтом, ныне ТОГУ. Благодаря хорошей подготовке на базовой для нас кафедре «Теплогазоснабжение и вентиляция» наша компания обогатилась десятками новых специалистов. Однако ОАО «Хабаровсккрайгаз» сегодня требуются не только газовщики. Нужны автомобилисты для эксплуатации современных автомобилей. Раз в составе ОАО есть строительная группа, значит, нужны строители. Информационно-вычислительное хозяйство требует соответствующих специалистов.

– Что планируется газифицировать в ближайшее время?

– Сейчас утверждена программа газификации Хабаровского края, разработанная правительством региона на 2012–2014 годы. Она уже синхронизирована с программой развития газификации Хабаровского края по линии ОАО «Газпром». В ней планируется строительство газопроводов-отводов и ГРС, межпоселковые и распределительные газопроводы практически во всех районах Хабаровского края.

– Удается идти с одинаковой скоростью и встречными курсами?

– Пока удается. Газопровод, который, например, идет в Николаевск, прокладывается не просто в пустоту, а к конкретным котельным. В поселке Горный также строится муниципальная котельная. В случае с ОАО «Дальхимфарм» мы также идем целенаправленно. Там на газ будут переведены котельная и ампульный цех. Работы уже ведутся. Мы говорим о строительстве газопровода на Осиновую Речку, а тем временем котельная там уже строится.

– Справитесь с запланированными объемами в утвержденные правительством края сроки?

– Учитывая практику освоения предыдущих программ, у нас осваиваются все инвестиции. Если задержки и опоздания и случаются, то только по объективным причинам, к примеру, по причине задержек с финансированием. А вообще, сейчас много внимания уделяется газификации сельской местности, переводу с сжиженного на природный газ, ликвидации ГРУ. Основная задача – повысить уровень газификации в сельской местности. В городе уровень газификации достигает 70%. В сельской местности процент очень низок. Если в городе газ используется для приготовления пищи, то в сельской местности и для отопления. Программы газификации сверстаны таким образом, чтобы в итоге газ поступил в дома частного сектора, предприятиям энергетики, промышленности.

– А в баки частного потребителя? Почему мы не можем, как на западе страны, заехать на АЗС и заправиться газом? Более дешевым и экологичным и менее вредным для автомобиля топливом?

– Может быть, с небольшой задержкой, но мы приступаем к реализации такой программы. Мы, прежде всего, видим свою задачу в том, чтобы предложить населению услуги. ОАО «Хабаровск­крайгаз» уже построило на въезде в Комсомольск-на-Амуре газозаправочную станцию. Раньше, напомню, единственная заправка была за городом.

Люди, видя цену на газ, понимают, что переводить автомобиль на новый вид топлива выгодно. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре мы осуществляем перевод автомобиля на газ. Сейчас подбираются два места в краевой столице для строительства автозаправочных станций. Сегодня, вы знаете, заправиться можно только на АГЗС у газонаполнительной станции крайгаза. Когда мы создадим дополнительные АГЗС (а это ближайшие 2–3 года), тогда и появится интерес со стороны массового автолюбителя. Человек, живущий, к примеру, в Южном округе, сейчас подумает, стоит ли ему переводить автомобиль на газ, если для заправки нужно будет постоянно ездить в район крайгаза. А с появлением заправки ближе к его месту проживания все вопросы отпадут.

Мы должны предоставить весь цикл услуг по монтажу оборудования, заправке, ремонту, эксплуатации. Предприятие в этом направлении движется.

– Андрей Викторович, сегодня ОАО «Хабаровсккрайгаз» занимает лидирующее место по уровню газификации и развития систем газоснабжения среди газовых хозяйств всего Дальнего Востока и Забайкалья. За счет чего, по вашему мнению, удалось достичь такого положения?

– Прежде всего, подъем начался с приходом природного газа на нашу территорию. Я уже говорил об этом. Успех напрямую увязан с решениями правительства Хабаровского края, направленными на газификацию территории. Вы же видите, насколько отстал приморский газ! Еще в конце 1980-х рассматривался вариант провести газ туда, но все что-то мешало. В Амурской области природного газа пока нет, в ЕАО тоже еще нет, на Камчатку газ только пришел. Сахалин при наличии своих месторождений имеет низкий процент газификации. А дальновидная политика власти Хабаровского края привела к очевидному эффекту.

Это внешние факторы, но есть и внутренние. Прежде всего, в качестве основного мобилизующего звена я бы отметил уникальный коллектив ОАО «Хабаровсккрайгаз». Это естественно: администрация края, ставя задачи, думает о том, кто сможет их решить. В свою очередь, мы, видя планы правительства, стремительно наращиваем свои силы. Необходимый потенциал у нас для этого есть. Появляются новые технологии, которые мы готовы внедрить. Будут вводиться новые километры газопроводов, ОАО «Хабаровсккрайгаз» будет по силам взять их в эксплуатацию. Будет развиваться газификация – будем меняться мы.

Сегодня нам – 55! В результате одни пятерки? Почему бы и нет! Пусть идет время, а оценки нашего результата остаются неизменными.

Дмитрий КОРБАН