Главная Статьи Дорога жизни
Дорога жизни Печать E-mail

Дальневосточное отделение ОАО «РЖД» на протяжении многих лет является опорой экономики региона. Даже в сложные кризисные времена ДВЖД не только не сбавляла темпов движения, но непрерывно наращивала обороты, выступая оплотом производственной и социальной сфер региона. Насколько мощным было движение локомотива дальневосточной экономики за истекший период 2011 года? С этого вопроса мы начали интервью с начальником ДВЖД Михаилом ЗАИЧЕНКО.
– Дальневосточная железная дорога является одной из наиболее динамично развивающихся магистралей среди российских железных дорог. Нашим главным приоритетом остается удовлетворение населения и хозяйствующих субъектов в качественном транспортном обслуживании при обеспечении безопасности движения. И эту задачу, я считаю, коллектив выполняет успешно: за весомый вклад в общий корпоративный результат по итогам второго квартала текущего года дороге присуждено первое место в отраслевом соревновании. Глава компании В.И. Якунин, вручавший награду, отметил, что и сегодня показатели продолжают стремиться вверх, а по некоторым позициям превосходят сетевые. За 8 месяцев грузооборот в границах дороги выполнен с ростом к уровню 2010 года на 9,6%, по сети – на 9%. Погрузка грузов составила к плану 101,7%, выросла к прошлому году на 8,9%, по сети ниже более чем в 2,5 раза – на 3,3%. Высокие темпы достигнуты в отправлении высокодоходных грузов и организации крупнотоннажных контейнерных перевозок. 
Рост перевозочной работы означает и рост налоговых отчислений. Могу сказать, что Дальневосточная железная дорога является одним из крупных налогоплательщиков, производящим расчеты с бюджетами субъектов РФ своевременно и в полном объеме. 
По итогам текущего года налоговые отчисления в бюджеты всех уровней составят 9 млрд 16 млн руб. На сегодняшний день дорога перечислила 71% годовой суммы налоговых платежей – это свыше 6,4 млрд руб. Кроме того, до конца года в бюджет края поступит еще 2,6 млрд руб. 
Приумножение бюджета территориальных образований региона за счет роста налоговых поступлений имеет высокую социальную значимость, способствует поддержанию и эффективному развитию социальной сферы, а также создает условия для дальнейшего наращивания экономического потенциала Дальнего Востока. И мне, как члену двух профильных комитетов Законодательной думы – по налогам и сборам и по социально-экономическому развитию Хабаровского края, совсем не безразлично, куда и на какие цели пойдут наши средства. Хорошая финансовая база – главный источник для решения острейших социальных проблем. Это дополнительные средства на выплату различных видов пособий, строительство и ремонт жилья, дорог, возведение социально-культурных объектов и так далее. А доходят они до жителей и предприятий региона только через соответствующие решения краевого парламента.
– Михаил Михайлович, прирост налоговых отчислений необходимо рассматривать не только на фоне деятельности ДВЖД, но и ее территориальных партнеров, связывать с динамикой их деятельности. Кто и в какой мере обеспечивает ДВЖД ускорение?
– В следующем году налоговые отчисления увеличатся на 7,3% в сравнении с текущим годом, или на 654 млн руб., и составят 9 млрд 670 млн руб. И для такого оптимистического прогноза у нас есть все основания. Темпы роста грузооборота к уровню 2008 года на 43,6% и производительности труда на 38,9% уже сегодня превышают целевые параметры, установленные Стратегией развития холдинга ОАО «РЖД» на период до 2015 года. По итогам 2011 года мы ставим задачу достичь 50-миллионного рубежа в отправлении грузов, чтобы во втором полугодии будущего года выйти на докризисные объемы работы. Эта уверенность исходит из того, что в федеральных и региональных программах социально-экономического развития Дальнего Востока реализации крупных транспортных инфраструктурных проектов, в том числе направленных на усиление железнодорожного комплекса, уделяется серьезное внимание.
В границах железной дороги на текущий год запланированы немалые инвестиции, объемы которых ОАО «РЖД» увеличивает из месяца в месяц. Сегодня они составляют 30 млрд 686 млн руб., превышая уровень прошлого года более чем в 1,5 раза. Эти капиталовложения будут освоены на реализации 422 проектов, имеющих большое значение для развития пропускных и провозных способностей Транссиба и БАМа под возрастающие объемы перевозок. 
Прирост погрузки угля на 19% достигнут в Республике Саха (Якутия), на 10,3% – Приморском крае, на 2,7% – Сахалинской области. Отправление строительных грузов в Еврейской автономной области выросло на 65,5%, Хабаровском крае – на 6,4%, на Сахалине – на 2%. Отмечен рост перевозок черных металлов: в Приморском крае – в 2 раза, Якутии – на 40%. Увеличение отгрузки нефте­продуктов в Хабаровском крае составило 1,9%. Всего с начала текущего года дорогой погружено 32,4 млн тонн грузов, что на 2,6 млн тонн больше уровня 2010 года.
В соответствии с Генеральной схемой развития железнодорожного транспорта до 2020 года суммарные объемы перевозок грузов по Транссибу в направлении портов Приморья прогнозируются с ростом в 1,3 раза против уровня 2010 года, по Северному широтному ходу с выходом на развивающийся Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел – в 6–7 раз. Эти ожидания связаны, прежде всего, с вовлечением в хозяйственный оборот богатейших природных ресурсов, развитием новых производственных мощностей в регионе, строительством перегрузочных терминалов в морских портах. 
Наращивать отгрузку угля планируют ОАО ХК «Якут­уголь» и ОАО «СУЭК». Рост этого вида груза мы ожидаем с начавшейся разработкой Эльгинского месторождения коксующегося угля. Для перевалки грузов компания СУЭК построила в Ванинском районе балкерный терминал на 12 млн тонн угля в год и готова увеличить его мощности до 24 млн тонн. В планах металлургического холдинга «Мечел» – строительство терминала мощностью 25 млн тонн, ООО «Сахатранс» – транспортно-перегрузочного комплекса для поставок в страны АТР угля, железной руды, лесных грузов суммарным объемом до 25 млн тонн в год. Группа компаний «Петропавловск» возводит в Советской Гавани перегрузочный комплекс железорудных концентратов на 7 млн тонн. Для освоения Кимкано-Сутарского месторождения железных руд в районе станции Известковая ведется строительство горно-обогатительного комбината, в 2010 году начато освоение Олекминского железорудного месторождения. Грузовая база может также пополниться за счет полиметаллических руд с Чинейского месторождения, к которому уже проложена железнодорожная ветка. Добавят грузов Удоканское меднорудное и Гаринское железорудное месторождения.
– Сможет ли предприятие удовлетворить возрастающий спрос на ее услуги? Как реализуется программа ликвидации «узких» мест?
– Для вывоза и доставки потребителю таких объемов сырьевых ресурсов и готовой продукции необходимо дальнейшее усиление транспортной инфраструктуры Северного широтного хода. В связи с этим перед нами стоит глобальная задача обеспечить при поддержке государства реализацию «Стратегической программы развития Байкало-Амурской магистрали до 2020 года». 
Сегодня в рамках этой программы ведется реконструкция железнодорожной линии Комсомольск – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля. Часть объектов на этом направлении восстановлена и построена в предыдущие годы. В настоящее время строятся разъезды Дакка, Уктур, Хокайти, Хумма и двухпутная вставка на перегоне Пивань – Кумтэ, запланирован ввод в эксплуатацию станции Эльдиган. На станции Комсомольск-сортировочный ведется строительство пункта технического обслуживания локомотивов. 
В июне т.г. на 6 месяцев раньше запланированных сроков завершена проходка основной штольни Кузнецовского тоннеля. Это событие имеет не только корпоративное и региональное значение, но и государственное. Во время проведения телемоста председатель Правительства РФ В.В. Путин поздравил дальневосточных тоннелестроителей и железнодорожников с замечательной трудовой победой, особо подчеркнув ее значимость для экономического развития зоны Байкало-Амурской магистрали, всего Дальневосточного региона. При условии сохранения высоких темпов строительства тоннеля его досрочный ввод в эксплуатацию увеличит провозные способности до 23 млн тонн в год, а с полным завершением реконструкции участка и строительством новых разъездов – более 35,7 млн тонн. 
Во время недавнего рабочего визита на Дальневосточную железную дорогу президент компании В.И. Якунин встретился с полномочным представителем Президента РФ в ДФО В.И. Ишаевым. Главной темой беседы стало развитие Северного широтного хода. Стороны были едины во мнении, что если не будет обеспечено инфраструктурное развитие, то к 2015 году железная дорога не сможет провозить до 70% от всего объема грузов, который дополнительно наработает наша экономика. Главой компании В.И. Якуниным дано поручение причастным департаментам ОАО «РЖД» о выделении средств на формирование начального технического задания и проектной документации по программе развития Байкало-Амурской магистрали. 
В ходе переговоров с губернатором Хабаровского края В.И. Шпортом были подписаны соглашения между ОАО «РЖД» и правительством Хабаровского края о взаимодействии и сотрудничестве на 2012–2014 годы. Это соглашение открывает новые перспективы партнерства во многих областях, в том числе в вопросах создания портовой особой экономической зоны в Советской Гавани, где ведущее место отводится железной дороге, и в организации пригородных пассажирских перевозок. 
– Как в целом отработал сектор пассажирских перевозок?
– В текущем году мы впервые за последние годы получили прирост пассажирооборота на 2,3% (по сети только на 0,4%), в том числе в пригородном сообщении – на 10,5%, в дальнем следовании – на 1,1%. И эта тенденция будет усиливаться с реализацией масштабных проектов модернизации пассажирских вокзалов, строительства транспортно-пересадочных узлов, развития высокоскоростного движения. 
Скоростное движение позволяет «сжимать» расстояния, быстро и с комфортом доставлять пассажиров в пункт назначения. Такой эффект может быть достигнут при создании системы интермодальных перевозок, обеспечивающих регулярное сообщение между центральной частью городов и аэропортами. В Приморье по инициативе дороги и при поддержке компании реализуется проект «Организация интермодальных пассажирских перевозок по маршруту Владивосток – аэропорт Кневичи». В ближайшее время на линии будет запущен пробный дизель-поезд, в ноябре планируется сдача аэровокзала, а на декабрь намечена экспериментальная поездка электропоезда по всему маршруту. По сути, будет организована перевозка по типу московского «Аэроэкспресса», выполняющего рейсы на маршрутах Белорусский вокзал – Шереметьево, Павелецкий вокзал – Домодедово.
– Михаил Михайлович, вам, как руководителю крупного предприятия и депутату краевой думы, приходится постоянно реагировать на поступающие от жителей территории вопросы. Какие темы были на особом контроле депутата Заиченко?
– Вопросы улучшения обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах мне, как начальнику железной дороги и депутату, приходится постоянно держать на контроле. Поступает масса обращений граждан – и письменных, и во время проведения акций «День пассажира» – по поводу затянувшегося ремонта подземного перехода станции Хабаровск-1. Из-за кризисных явлений в экономике реконструкция была отодвинута на два года. В прошлом году ОАО «РЖД» выделены средства на проектно-изыскательские работы по реконструкции подземного тоннеля. В процессе поэтапной реализации проекта «Реконструкция вокзального комплекса станции Хабаровск-1» мы вышли в компанию с предложением об увеличении финансирования для создания на его базе современного транспортно-пересадочного узла. Идея была одобрена. На 2011–2013 годы запланировано выполнение строительно-монтажных работ и установка необходимого оборудования, на что в рамках Среднесрочной инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрены средства в объеме 321 млн руб. 
Значительные инвестиции идут на обновление тягового подвижного состава. С начала года на дорогу поступило 33 электровоза серии «Ермак» и 4 тепловоза нового поколения с асинхронным двигателем «Витязь». Пополнение локомотивного парка при поддержке компании позволит расширить полигон вождения тяжеловесных поездов как по Транссибу, так и на Бамовском направлении. 
Введение нового подвижного состава грузоподъемностью до 30 тонн на ось многократно усиливает их динамическое воздействие на путь, соответственно требуя системного выполнения технических работ по сокращению протяженности пути с просроченными сроками ремонта и деформациями земляного полотна. Замечу, что капитальный ремонт пути, объемы которого по отдельным видам в текущем году удвоились, проводятся в непростых условиях: необходимо выполнить все запланированные работы, не допуская при этом потерь при пропуске грузопотока, продолжающего сохранять тенденцию роста. За 8 месяцев т.г. всеми видами ремонта выполнено 413 км, уложено 108 км бесстыкового пути. С завершением летне-путевых работ скорости движения поездов за счет улучшения технического состояния пути будут увеличены на 210 километрах главных путей и станций.
Последовательно проводится переустройство Сахалинской магистрали на общесетевую ширину колеи (1520 мм), производственный комплекс которой год назад влился в Дальневосточную железную дорогу.
– Как продвигаются работы на северокорейском направлении?
– Активизированы работы при реализации проекта «Реконструкция участка железной дороги Хасан (РФ) – Раджин (КНДР) с развитием контейнерного терминала в порту Раджин». В октябре т.г. (13 октября) по 54-километровому модернизированному участку планируется запустить демонстрационный поезд. Окончательно этот участок заработает в июне 2012 года. На первом этапе планируется организация экспортных перевозок российского угля транзитом через порт Раджин в страны АТР. Одновременно будет прорабатываться возможность использования созданной инфраструктуры, как изначально и планировалось, для перевалки контейнерных грузов из Республики Корея и других стран Юго-Восточной Азии с выходом через Транссиб на сеть российских железных дорог. 
– В свете комплекса задач по развитию Дальневосточной железной дороги, активизации деятельности предприятия во всех секторах совершенно по-новому воспринимаются задачи по расширению коллектива компании, созданию комфортной и удобной рабочей атмосферы.
– Обозревая колоссальный объем проделанной работы, приходишь к мысли, что без коллектива профессионалов, бесконечно преданных своему делу, это было бы невозможно. Поэтому мы дорожим своими кадрами и строим социальную политику таким образом, чтобы работники чувствовали себя защищенными во всех жизненных ситуациях. Система социальной поддержки персонала дороги – это комплекс мотивационных гарантий, компенсаций, льгот, а также забота о его трудоспособности, профессиональном долголетии, возможностях самореализации, условиях труда и жизни. 
В 2011 году на реализацию проектов социального развития, включая строительство технологического жилья, проведение реконструкции объектов оздоровления, баз отдыха и санаториев-профилакториев, всего будет вложено 235,7 млн руб. капиталовложений. 
На станции Литовко готовятся к сдаче в октябре 4 двухквартирных дома модульного типа. Выполняются проектные работы для строительства двух домов на станции Приморская и восьми на станции Свиягино. Помимо этого жилищный фонд дороги пополнен 20 квартирами общей стоимостью свыше 61 млн рублей. Все они будут предоставлены работникам в качестве служебного жилья. На выполнение ипотечной жилищной программы компания направила 61 млн рублей. Сейчас рассматривается возможность выделения дополнительной корпоративной поддержки на ипотечное кредитование.
Проблема нехватки детских садов, так же как и жилищной обеспеченности, сегодня мешает демографическому росту. Решается вопрос о строительстве двух детских садов – в Хабаровске и Уссурийске, где дорога испытывает острую нехватку мест. Мы провели капитальный ремонт в детских садах Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска на сумму 41 млн руб. Продолжается реконструкция детского сада № 248 на станции Первая Речка. В детском саду № 261 в Хабаровске по поручению президента ОАО «РЖД» построен бассейн. В наши дошкольные учреждения стремятся устроить своих детей не только железнодорожники. И не только потому, что у нас хорошая материальная и воспитательная база. Сегодня в регионе, особенно в крупных городах, молодые родители не могут определить своих ребятишек в детские сады. Являясь депутатом Законодательной думы, я эту проблему теперь решаю и в Хабаровском крае. Считаю, что необходимо более активно разрабатывать и реализовывать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов или предоставлять под них иные соответствующие помещения, а также продумывать систему мер государственной поддержки семейных детских садов, создавать условия для организации негосударственных дошкольных учреждений. Словом, нужны консолидированные усилия и государства, и бизнеса.
Не снижается финансирование оздоровительных программ, ориентированных прежде всего на предупреждение профессиональных заболеваний тружеников дороги. В дополнение к действующим на дороге реабилитационным центрам после капитального ремонта к Дню железнодорожника сдан в эксплуатацию дом отдыха локомотивных бригад на станции Вяземская. Здесь могут отдохнуть более 40 машинистов и помощников машинистов, работающих на удлиненных тяговых участках Облучье – Вяземская и Вяземская – Уссурийск.
– Михаил Михайлович, особый подход к формированию социальной политики предприятия не первый раз отмечается руководством ОАО «РЖД». Отличных оценок заслуживает медицинское обеспечение сотрудников и инициативы, направленные на предоставление медицинской помощи жителям региона. Получит ли это направление деятельности предприятия дальнейшее развитие?
– Одним из приоритетных направлений социальной политики компании является предоставление специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи железнодорожникам, ветеранам отрасли и населению в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, а также по программам добровольного медицинского страхования. Ежегодно компанией выделяется свыше 1 млрд руб. на содержание и развитие негосударственных учреждений здравоохранения, действующих на полигоне дороги.
Медицинская помощь работникам дороги и населению Дальневосточного федерального округа оказывается специалистами передвижного консультативно-диагностического центра «Терапевт Матвей Мудров». Поезд высоко востребован населением отдаленных населенных пунктов, его работу положительно оценивают органы власти территориальных образований. С начала года по Дальневосточной железной дороге было организовано 8 рейсов. Специалистами центра оказана медпомощь 6,5 тысячи человек, из них только четверть – железнодорожники. За пять лет работы поезд совершил 58 выездов, отработав на 506 линейных станциях. В рамках этого корпоративного проекта квалифицированную консультацию и медицинскую помощь получили 50 тысяч жителей региона, подавляющее большинство из которых не связаны с железной дорогой. 
1 октября исполняется 8 лет со дня создания открытого акционерного общества «Российские железные дороги». С позиции более чем вековой истории развития железнодорожного транспорта это небольшой срок, но мы его рассматриваем как очередной рубеж, когда можно подвести итоги и наметить дальнейшие планы. За этот период образованы вертикально интегрированные структуры, внедряются новые принципы управления производством и качеством предоставления транспортных услуг. С созданием новых структур компания одновременно запустила механизм оперативного взаимодействия с ними. Здесь, в регионе, роль координатора этого процесса руководством ОАО «РЖД» возложена на Дальневосточную железную дорогу. 

Елена БАБУРИНА