Главная Статьи Возвращение к будущему
Возвращение к будущему Печать E-mail

На пресс-конференции в преддверии начала работы пятого Дальневосточного международного экономического форума губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт ответил на вопросы региональных журналистов. Во вступительном слове глава территории обозначил вектор возращения форума к докризисной повестке, сближения с уже заданной ранее целью осознания роли региона в общей концепции развития страны до 2020 года.
–В этом году 4–5 октября в Хабаровске будет проходить пятый Дальневосточный международный экономический форум под девизом «Дальневосточные приоритеты в Стратегии 2020». 
Ключевая тема всех форумов –это вопросы стратегического развития региона. Многое уже сделано: принята Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона, усилена программная и проектная поддержка государством развития Дальнего Востока. На пятом форуме мы как раз будем об этом говорить.
– С каким настроением регион выходит на авансцену форума?
– В 2010 году Хабаровский край сработал хорошо, реализуя программу по преодолению кризиса предыдущего года. Практически по всем ключевым направлениям мы достигли параметров докризисного 2008 года.
Какие это направления? Наш край промышленный. Нет у нас «трубы», нет у нас газа, нет нефти. Лидер нашей промышленности –это авиационное объединение имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре, которое реализует новейшие проекты по созданию самолетов гражданского и военного назначения. Сегодня у него есть контракты как по самолетам «Сухой Суперджет 100», так и по военным самолетам. Завод загружен, то есть работает нормально, ритмично.
Второе направление –судостроительные предприятия. У нас две точки: судостроительное предприятие в городе Комсомольске и судостроительный завод в городе Хабаровске. Оба предприятия входят в Объединенную судостроительную корпорацию Российской Федерации. Сегодня там тоже идет модернизация производства, осуществляется техническое перевооружение. Предприятия работают. Принятые меры дают результаты.
Третье направление –лесоперерабатывающий сектор. У нас пять приоритетных проектов, которые нацелены на то, чтобы уйти от продажи круглого леса. В 2013 году не менее 40% продаж должно приходиться на переработку. А вообще перед нами стоит задача перерабатывать 97% леса и продавать не кругляк, а изделия переработки, чтобы добавленная стоимость оставалась на территории Хабаровского края. Эти проекты уже реализуются. Кстати, один из заводов по производству плит МДФ в поселке Хор компании «Римбунан Хиджау» запускается в день открытия форума.
Еще одно важное направление –создание портовой особой экономической зоны в городе Советская Гавань. Разработана концепция создания зоны, есть программа, идет поиск резидентов. И это тоже будет одной из основных тем обсуждения на предстоящем форуме, по каким далее направлениям двигаться.
Большая тема –развитие инфраструктурных проектов. У нас работает региональный Инвестфонд, работает «Внеш­экономбанк». Это те инструменты и технологии, которые помогают привлекать инвесторов для реализации крупномасштабных проектов на территории края.
В Верхнебуреинском районе мы модернизируем добывающую промышленность, строим обогатительную фабрику в Чегдомыне, которая будет обогащать уголь. Этот высококачественный уголь будет по БАМу направляться в порты Хабаровского края. 
Но здесь как раз возникает проблема БАМа. Мы говорим о том, что пропускная способность трассы сегодня практически тормозит движение грузов в порт Ванино, что, в свою очередь, тормозит и привлечение инвестиций. Этот вопрос будет тоже главным на предстоящем форуме. Требуются немалые финансовые средства. Практически надо строить второй БАМ для того, чтобы мы могли перевозить заявленные объемы грузов.
Работы в этом направлении ведутся. В этом году завершена проходка Кузнецовского тоннеля. Теперь там идет прокладка железнодорожного полотна. В течение года это будет сделано. Но это не решает проблему только частично: необходима серьезная модернизация БАМа при дополнительной поддержке государства. Задача всех проектов, связанных с портовой особой экономической зоной, состоит в том, чтобы в течение ближайших пяти лет привлечь большие капитальные вложения и получить максимальную отдачу в бюджет края. Наша цель –сделать Хабаровский край самодостаточным: создать рабочие места, получить отдачу в виде налогов и получить таким образом возможность решать социальные вопросы.
– Какие дивиденды приносят инвестиции в дальневосточное авиастроение?
–Государство осознанно на протяжении многих лет осуществляло крупные инвестиции в развитие авиационной промышленности на территории Хабаровского края. 
Для нас это большое благо, потому что КнААПО строилось именно под военные самолеты, а сейчас оно выпускает и гражданские лайнеры. Портфель заказов все больше, а это значит, что для многих этот проект является привлекательным. А для нас важно, что КнААПО наращивает обороты, объемы, а значит, заняты люди, они получают заработную плату. А так как это производство –высокоинтеллектуальное, а рабочие места –современные, то здесь много молодежи. То есть уже можно строить планы на будущее – и по производству самолетов, и по загрузке людей, и по отчислениям в бюджет, и по решению других социальных задач, которые стоят перед правительством края.
–В каком состоянии находится строительный комплекс Хабаровского края? Назовите, пожалуйста, наиболее значимые проекты в сфере жилищного строительства.
–За годы перестройки строительный комплекс, как и во многих других регионах, пострадал. Многие компании исчезли, раздробились на мелкие, но в Хабаровском крае строительные мощности сохранились. Есть строительные предприятия, которые работают достаточно эффективно, используют новейшие технологии. Они как раз и заняты сегодня на строительстве объектов для саммита АТЭС, на прокладке ВСТО и газопровода Сахалин –Владивосток, который идет транзитом через Хабаровск, и даже на строительстве жилья на Камчатке.
Заметно возросли объемы жилищного строительства. Хорошо показала себя краевая программа «Жилище». За три года введено 1 млн 260 тысяч кв. м жилья. Мы примерно тысячу квартир сдаем ежегодно и планируем увеличить эти объемы. Из бюджета края на выполнение программы направлено 3 млрд рублей. Каждый четвертый квадратный метр нового жилья построен при поддержке края.
Есть программа строительства дошкольных учреждений, примерно на 1 млрд рублей. Ведем строительство социальных объектов. То есть проблем больших в этой области нет, но рабочие вопросы остаются. Наша строительная индустрия позволяет сегодня проводить работы и в промышленном строительстве, и в гражданском, и в специальном строительстве.
К примеру, есть компания «Дальспецстрой», которая является одной из самых мощных на территории края. Другими словами, мы используем все возможности, чтобы строить жилье и для военнослужащих, и для ветеранов, и для граждан льготных категорий, а также коммерческое жилье. У нас развивается малоэтажное домостроение. Практически все направления сегодня на территории края реализуются.
– Каков прогноз реального роста ВРП Хабаровского края в этом году?
–Мы планируем в этом году рост ВРП в размере 4–4,5%. В прошлом году у нас был рост 12,6%. Но после кризиса была специальная программа, поэтому мы и достигли таких показателей. В этом году у нас уже умеренный, нормальный рост. По итогам полугодия мы видим, что эта тенденция сохраняется. Это позволит выполнить обязательства по бюджету, которые мы на себя взяли в 2011 году, и заложить нормальные предпосылки для бюджета и его исполнения в 2012 году.
– Насколько интенсивно развивается экономическое сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии?
–Что касается вопроса интеграции со странами АТР, то нам, конечно, сам бог велел с ними плотно сутрудничать, потому что они ближе всех к нам расположены и у нас нет с ними таких длинных транспортных артерий, которые съедают все тарифы. Мы работаем сегодня и с Японией, и с Китаем, и с Южной Кореей, и с Малайзией. Говорить, что наблюдается бум, я бы не стал. Мы работаем равномерно, планомерно, и небольшие инвестиционные проекты реализуются на территории Хабаровского края. Я уже назвал фирму «Римбунан Хиджау», например. Это малайзийская фирма уже построила современнейшее предприятие по переработке леса. Это будет уникальное предприятие, если не единственное, то одно из первых таких в Российской Федерации.
Корейцы у нас в регионе строят жилье. Ведутся деловые переговоры с Японией. И они к нам приезжают, и я туда ездил: были подписаны протоколы о намерениях. Есть хорошие предпосылки для сотрудничества. 
Сегодня на территории Хабаровского края созданы все условия для того, чтобы инвестиции сохранялись, капитал инвесторов защищен достаточно, выпущены все законодательно-распорядительные документы, которые позволяют комфортно работать, в том числе и с применением льготных режимов.
Так что мы работаем со всеми, но пока массового притока инвестиций с Востока нет. Получается даже, что инвестиций больше сегодня в край поступает из Европы, чем от наших соседей. Но я думаю, это «выстрелит» все равно, потому что сегодня уже есть понимание, есть большой интерес к портовой особой экономической зоне в районе Советской Гавани. 
У нас сегодня действует Инвестиционный совет, есть все механизмы и инструменты для того, чтобы показать нашим соседям, где мы можем совместно работать. Например, с японцами мы ведем переговоры по созданию газогенераторных установок. Думаю, это проект как раз достойный и перспективный. Мы хотим сотрудничать в области высоких технологий. И я на всех переговорах ставлю это всегда первой задачей.
Сегодня многие наши соседи хотели бы заниматься сырьевыми проектами, но просто сырьевыми нам не очень интересно. Нам было бы интересно, чтобы мы вместе добывали сырье, перерабатывали его здесь, чтобы прибавочная стоимость оставалась на территории Хабаровского края, чтобы создавались квалифицированные рабочие места. Вот в этом плане мы ведем переговоры. Думаю, мы придем к общему пониманию.
Дмитрий КАТАНЯН

 
Контакты 
    Хабаровск, ул. Шабадина, 19 офис 404. Тел.: (4212) 42-12-39, факс: (4212) 42-00-65
    E-mail: bzv27@mail.ru
    Регистрационный номер ПИ № 15-0420
    Подписной индекс: 24680
    Распространие: УФПС, ООО "УРАЛ-ПРЕСС", собственная рассылка. Цена свободная.