Главная Статьи Внешний рынок - Наращивать объемы, расширяя рынки
Внешний рынок - Наращивать объемы, расширяя рынки Печать E-mail

В 2008-м, предкризисном году объем внешней торговли Хабаровского края составлял 3,3 млрд долларов. В 2009 году наблюдалось падение практически вполовину, до 1,7 млрд. Сегодня цифры свидетельствуют о росте доли внешнеторговых операций в общем объеме экономики региона.
Основными товарами, которые экспортировались Хабаровским краем на рынки Юго-Восточной Азии, были круглая древесина, металлы, рыба и морепродукты, нефтепродукты,  пиломатериалы. Следуя фактам, изложенным в начале интервью с начальником управления внешнеэкономического сотрудничества и инвестиций министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края Максимом Тарасовым, эта номенклатура сохраняется на протяжении долгих лет, растут объемы и пропорционально меняются доли в товарных группах.
– Максим Анатольевич, насколько очевиден подъем в секторе экспорта металлов и круглой древесины?
– Кривая роста связана с деятельностью единственного на Дальнем Востоке сталеплавильного комбината ОАО «Амурметталл», которое в кризис значительно сбавило темпы. Сегодня предприятие наращивает обороты. Объемы отгрузки на экспорт в 2010 году по сравнению с 2009 годом выросли на 37%. Основной продукт – полуфабрикаты из высокоуглеродистой стали. Основные потребители – страны Юго-Восточной Азии: Филиппины, Малайзия, Вьетнам.
В данный момент продолжается модернизация предприятия, которая позволит расширить номенклатуру продукции как для внешнего,  так и для внутреннего рынка. Мы надеемся, что с точки зрения внешней торговли ОАО «Амурметалл» вновь займет место ключевого игрока на экспортном поле.
Основным фактором снижения экспорта круглого леса явились заградительные пошлины. За последние три года наблюдается тенденция к снижению экспорта необработанной древесины. Но это нужно рассматривать на фоне повышения экспорта пиломатериалов, что не может не радовать. Основным потребителем круглого леса был Китай. Конечно, после того как мы уменьшили объемы  поставок в связи с новыми пошлинами, Китай нашел поставщиков в странах Юго-Восточной Азии, в Новой Зеландии, в Африке. Даже несмотря на то, что КНР нашла партнеров в других странах, она не может обойтись без российского круглого леса. Да, доля в импорте из России в Китае уменьшилась, но снижение с 60% до 50% нельзя считать фатальным.
Одновременно с этим можно сказать, что в Японию и в Республику Корея объемы поставок круглого леса значительно сократились, доля каждой из указанных стран составляет 7–8% в общем объеме.
Факт остается фактом – экспорт круглого леса снижается. Причем не только в Хабаровском крае, но и в сибирских регионах.
Однако стоит отметить: высокие экспортные  пошлины стимулировали ввод в крае современных деревообрабатывающих производств, нацеленных на производство продукции с высокой добавленной стоимостью. Крупный деревоперерабатывающий комплекс СП «Аркаим» уже действует, в Амурске строится Центр глубокой переработки, на конец сентября намечен запуск фабрики, построенной малайзийской компанией «Римбунан Хиджау», с проектом строительства перерабатывающих мощностей выступает компания «Дальевролес». Планы еще ряда предприятий связаны с увеличением доли глубокой переработки древесины. Стоит задача довести «глубину» минимум до 50% к 2015 году. Решение этой задачи откроет для нас новые рынки, позволит нам увеличить поставки не только в традиционные страны, но и в Европу.
Результаты на европейском направлении уже ощутимы. Так, объем поставки пиломатериалов на экспорт в Европу увеличился по сравнению с 2009 годом в 2 раза. Пусть в абсолютных цифрах объем небольшой – всего порядка 17 тысяч кубометров, но это говорит о том, что становится более зримой тенденция наращивания сотрудничества с новым для нас европейским рынком.
– Насколько понятны правила вхождения на территорию иностранному бизнесу?
– Как правило, инвестор заходит, уже имея маркетинговое исследование рынка, на который он хочет опираться. Войти он может разными способами: либо через отраслевое министерство, либо через Минэкономики. Мы, соответственно, стараемся создать для инвестора максимально комфортные условия, чтобы он зашел именно в Хабаровский край, а не на сопредельные территории. А конкуренция между регионами в этом вопросе есть. Все регионы находятся в одном законодательном пространстве, имеют практически одинаковые  налоговые режимы. Федеральный закон дает всем равные возможности. Другое дело – постараться снять для инвестора административные преграды, в этих целях краевым правительством пересмотрен формат работы Инвестиционного совета, ведется законотворческая деятельность, разработана и принята краевая программа, нацеленная на улучшение инвестклимата.
– И все же географическое положение в проекции на транспортную инфраструктуру Хабаровского края можно признать преимуществом.
– Действительно, рассматривая транспортный базис, Хабаровский край – ключевая территория Дальнего Востока. Во-первых, две железнодорожных магистрали. С точки зрения авиации Хабаровск тоже более удобен, чем, скажем, Владивосток. Мощная водная артерия – Амур с выходом в Охотское море – тоже сильный козырь. Порт Ванино, уникальная глубинами, незамерзающая бухта Советской Гавани – еще один плюсовой фактор. У нас географически и исторически сильная позиция. Но ее нужно не только удержать, но и интенсивно развивать. 
– Как вы считаете, важно ли, чьи деньги приходят в экономику края – российские деньги, инвестированные в создание экспортного товара, или импортные средства, вложенные в создание условно российского товара?
– По большому счету нам не важно,  чьи будут деньги. Будут это российские деньги, японские, китайские, немецкие. Сегодня на всей территории РФ действует единый инвестиционный режим, и нет различия между иностранным и российским инвестором – условия для всех одинаковые. Самое главное, чтобы инвестиционный проект соответствовал приоритетным целям территории и попадал в концепцию ее развития.
Объем поступающих иностранных инвестиций говорит о том, что мировые инвесторы находят инвестиционный климат на территории Хабаровского края благоприятным. С этой точки зрения нам очень важны иностранные инвестиции. У нас уже есть ряд крупных инвесторов. Это отмеченная ранее компания «Римбунан Хиджау», «Экссон нефтегаз Лимитед», владеющая нефтеналивным терминалом в порту Де-Кастри. С корейской стороны я бы отметил компанию «Керенг» и в особенности холдинг «Инчон», своим капиталом зашедший в бизнес ОАО «Хабаровский аэропорт». В целом то, что корейцы купили акции нашего аэропорта, является признанием того, что наш аэропорт и наша территория наиболее удобны с точки зрения развития транзитных авиаперевозок.
К сожалению, у нас нет крупных китайских инвесторов. Китай занимает странную позицию. Несмотря на то что эта страна является нашим ведущим внешнеторговым партнером, она не становится ведущим игроком в инвестиционной сфере. Совокупный объем инвестиций из Поднебесной в экономику края составляет всего 3,7% от всей инвестиционной массы. Чтобы было понятно, Китай инвестирует в Хабаровский край чуть больше, чем Япония. Налицо серьезная диспропорция: будучи ведущим торговым партнером России, Китай не торопится заводить в ее экономику свой капитал. Но необходимо учитывать: развитие торговых отношений имеет свой предел и дальнейший рост сотрудничества возможен только на основе инвестиционного взаимодействия.
На сегодняшний день из 10 проектов совместного освоения Сибири и Дальнего Востока, вошедших в программу на 2009–2018 годы,  начал реализовываться только один, хотя прошло уже 2 года. Китайский инвестор ведет себя крайне неактивно, даже зная, что его место может быть занято. В этом отношении показателен пример со строительством деревообрабатывающего комбината в поселке Березовый. В период затянувшегося ожидания инвестиций из Китая проект обрел нового инвестора в лице финского инвестора. И это не единичный пример.
Сегодня начинают активизироваться японские инвесторы. Они в силу менталитета долго принимают решения, но даже эта особенность не мешает им набирать обороты. Активно интересуется возможностью инвестиций Европа. Немцы вкладывают в организацию сбытовой сети тяжелой техники под маркой «Либхер». Есть у предприятий из ФРГ интерес к горнодобыче и переработке леса.
– Из 10 проектов, вошедших в нашу региональную подпрограмму глобального совместного с КНР развития регионов Сибири и Дальнего Востока,  6 в той или иной степени связаны с переработкой древесины. Что мы будем совместно развивать в остальных?
– Горнодобывающую отрасль и энергетику. Речь идет о создании на базе Ниланского месторождения известняка цементного завода. Второй проект – разработка оловорудного месторождения «Соболиное» в Солнечном районе.
Энергетика – это парогазовая установка (ПГУ) на 400 мВт и Ургальская ТЭС под местный уголь.
– Многих дальневосточников, в особенности хабаровчан, интересует программа развития Большого Уссурийского острова. На какой позиции мы сегодня находимся?
– Этот проект также включен в программу сотрудничества между российским Дальним Востоком и северо-востоком Китая. На сегодняшний день китайцы нас опережают. В проектной части китайская сторона пошла не свойственным  путем. КНР объявила международный конкурс, в котором приняли участие несколько иностранных компаний – английских, американских, японских и китайских. Были отобраны 5 лучших проектов, которые в той или иной степени основывались на совместном с Россией использовании острова. И на их основе одним из участников – английской компанией – был разработан финальный сводный план развития китайской части острова. Согласитесь, не совсем обычный подход. До этого китайцы стремились все самое важное концентрировать в своих руках, доказывая собственную состоятельность. А тут они изначально пошли по пути интернационализации развития острова.
В июле в Министерстве регионального развития России состоялся конкурс на право разработки проекта развития российской части Большого Уссурийского острова. В процесс включились крупные консалтинговые компании – «Ernst & Young», «Pricewaterhouse Coopers» и другие, что говорит о небывалой роли, которую отводят всему проекту в руководстве нашей страны. В этом году порядка миллиарда рублей будет выделено на строительство моста на материк и на берегоукрепление, что также подчеркивает весомость задачи.
Китайская и российская стороны договорились, что остров будет развиваться как туристско-рекреационная зона. Создание промышленных площадок на острове не предполагается.
– Сегодня много говорится об инвестициях, импорте товаров и денег, но ведь существует и контрпроцесс – импортозамещение. Или не существует? У нас есть шансы потеснить «иностранцев» на прилавках? 
– Тема сложная, и не только для Хабаровского края, в целом для России. Тема важная. Большую часть импорта у нас составляют машины и оборудование. Мы можем делать такую продукцию? Что-то можем, но с учетом емкости рынка Дальнего Востока, Хабаровского края строить здесь заводы по массовому производству бытовой электротехники, на мой взгляд,  просто нецелесообразно. Местный рынок насытится, а что дальше? Закрывать предприятие, увольнять людей? Неразумно. Хотя разговоры о строительстве у нас завода по производству автомобилей велись. Компании «Рено», «Ссанг Енг» изучали ситуацию, конкретные площадки. В итоге корейский автопроизводитель обосновался в Приморье: Дальзавод во Владивостоке технологически и с точки зрения транспортной инфраструктуры смотрелся более выигрышно.
- Что мы можем противопоставить? В каких товарных группах и позициях у российских производителей есть шанс? В первую очередь это продукты питания – мясо, картофель, рис, гречка, овощи.
– Многие говорят, что у нас нет условий, что Хабаровский край – зона рискового земледелия. Но посмотрите за Амур, там все растет, колосится. У нас проблемы иного характера – высокие тарифы на топливо, электричество, высокие ставки по кредитам и т.д. Надо думать, анализировать, находить решения.
– А много ли у нас в настоящий момент продукции, востребованной за пределами России? Как обстоят дела с экспортом?
– Развитию экспорта министерство придает огромное значение. На сегодняшний день на базе Фонда развития малого предпринимательства создан центр поддержки и развития экспорта. Основная задача – содействие малому и среднему бизнесу, производящему экспортно ориентированный товар. Существует программа субсидирования таких предприятий. Она софинансируется Минэкономики РФ. Программа стартовала в этом году. Интерес к ней, безусловно, есть.
– Максим Анатольевич, в нашем разговоре прозвучало достаточно оптимистичных цифр, вы познакомили с программами развития отдельных сегментов бизнеса, обозначили основные болевые точки и точки роста области взаимодействия с внешним миром. Что печалит – карта сотрудничества с заграницей остается практически неизменной. Близкая троица – Китай, Япония, Корея – наш основной поставщик и грузополучатель. Что нам мешает активно дружить дальше?
– Такая ситуация сложилась не сегодня, фактор географической близости стал основным в формировании пула основных наших партнеров. В большинстве своем мы действительно взаимодействуем со странами Северо-Восточной Азии. А больше нас особо нигде и не знают. 
Нас это не устраивает. Одна из наших приоритетных задач – вывод традиционных товаров на новые рынки и поиск новых экспортных товаров. Необходимо точно и грамотно довести информацию о том, каким потенциалом обладает Хабаровский край, что он может производить и поставлять, до большего количества потенциальных партнеров. 
Прежде всего, мы стремимся расширить географию своего присутствия в освоенных регионах. Это первый путь. Несмотря на то что Китай, Корея и Япония – наши традиционные партнеры, о нас в этих странах информации не так много.
Второе направление – открытие и развитие новых рынков. Это в первую очередь Европа, страны СНГ, с которыми у нас когда-то были тесные связи. Опыт сотрудничества есть у ОАО «Дальэнергомаш» – завод поставлял турбины во многие советские республики,  другие краевые предприятия также имели плодотворные кооперационные связи. Почему бы не возобновить отношения со странами Содружества?
Какие мероприятия могут способствовать установлению более тесных отношений на внешних рынках? Для начала – проведение тематических презентаций о Хабаровском крае. Вот пример: наш сосед провинция Хэйлунцзян. Они нас уже неплохо знают. Долгое время эта провинция выступает в качестве буферной зоны между югом Китая и Дальним Востоком. Но нам необходимо развивать прямые связи с другими регионами Китая.
Для этого многое делается. В частности, в 2009 году делегация правительства края выезжала в г. Гуанчжоу, который является  административным центром провинции гуандун – локомотивом китайской экономики. В ходе визита договорились установить более тесные связи между краем и провинцией. Планируется, что к концу этого года будет подписано соглашение о побратимских связях, что заложит долгосрочную платформу под нашими отношениями. А это более интенсивный, нежели сейчас, обмен делегациями, информацией, идеями.
Крепнут узы сотрудничества с Японией. В конце прошлого года  Губернатор посетил ряд префектур, чем заложил почву развитию новых отношений между нашими странами. Мы прилагаем усилия, чтобы интенсифицировать отношения и с Республикой Корея.
Наша главная задача заключена в том, чтобы, используя различный современный инструментарий, формировать положительный имидж края в целом. Хабаровский край должен восприниматься как надежный партнер, как территория, обладающая большим инвестиционным и внешнеторговым потенциалом.

Д. Катанян

 
Контакты 
    Хабаровск, ул. Шабадина, 19 офис 404. Тел.: (4212) 42-12-39, факс: (4212) 42-00-65
    E-mail: bzv27@mail.ru
    Регистрационный номер ПИ № 15-0420
    Подписной индекс: 24680
    Распространие: УФПС, ООО "УРАЛ-ПРЕСС", собственная рассылка. Цена свободная.